Среда, 17 Января 2018 года
Подписка на новости:

Большинство украинцев почти ничего не знает о национальной святыне на волынских землях.
Лавра инкогнито

В Украине уже много столетий существуют две лавры (о Святогорской  вспоминать не будем – подобный статус она получила лишь пару лет назад) – Киево-Печерская и Почаевская. И если о первой большинство наших земляков имеет более-менее сносное представление – мало кто из людей сознательного возраста, будучи в Киеве, не побывал в национальной святыне или хотя бы не слышал о ней, то о второй основная масса соотечественников имеет достаточно смутное представление – некая Terra incognitа, или даже не догадывается о ее  существовании.

В частности, автор данной публикации до определенного времени знал о Почаевской лавре лишь то, что она находится на возвышенности в городке Почаев на Тернопольщине (местечко расположено в семидесяти километрах от областного центра и двадцати четырех от районного – Кременца), что там есть знаменитая чудотворная икона и, по преданию, до сих пор сберегся след Богоматери. Городишко расположилось в стороне от оживленных трасс, массовые экскурсии обывателей, как в Киево-Печерскую лавру, туда не практикуются. Ездят в Почаев преимущественно истинно верующие.

Каждый год 5 августа по православному календарю – в День иконы Почаевской Божьей Матери приходы православной церкви по всему СНГ организовывают паломничества к святому месту. Отправился и я туда вместе с прихожанами одной из львовских церквей. Планировалось, что паломники доедут до Радывилова (что на Ровенщине), а оттуда доберутся пешком до святыни   расстояние почти тридцать километров. Но не судилось. Пройдя под лучами палящего солнца около двух третей пути, процессия попала под проливной дождь. Пришлось экстренно эвакуироваться в автобусы  и уже на них преодолевать оставшуюся часть дороги. Впрочем, промокшие до нитки люди не жаловались, посчитав ливень «божьей благодатью».

 Символ лавры – чудотворная  икона Божьей Матери

5 августа отнюдь не случайно выбрано праздником знаменитой иконы. В этот день в 1675 году пятидесятитысячный конный турецко-татарский отряд, продвигаясь ко Львову, подступил к стенам Почаевского монастыря. Церковное сооружение, за деревянной оградой которого укрылись мирные жители, совсем не предназначалось для обороны, так как не имело ни крепостных стен, ни сторожевых башен. Ранним утром турки пошли на штурм. Помощи обитателям монастыря ждать было неоткуда – оставалось верить лишь в заступничество небесных сил, поэтому игумен монастыря с братией и беженцами начали служить акафист перед чудотворной иконой Божьей Матери. И, о чудо! Согласно почаевским поверьям, в облаках над храмом появилась сама Царица небесная с распростертым омофором в руках и со своим окружением. Это увидели завоеватели и стали пускать стрелы в небесных покровителей. По утверждению летописцев, стрелы возвращались назад и поражали самих стрелявших. Нападавшие пришли в ужас, их охватила паника, и они бросились бежать. Ободренные помощью защитники монастыря погнались за ними вдогонку и некоторых даже пленили. Как повествуют церковные талмуды, несколько пленных приняли православие и до конца дней оставались на территории обители.

                     ***

Чудотворная икона Божьей Матери была привезена в этот край в XVI веке из Константинополя митрополитом Неофитом. Путешествуя по Волыни, он остановился у местной помещицы Анны Гойской. За оказанное гостеприимство священнослужитель благословил ее и оставил в подарок образ Пресвятой Богородицы. А спустя короткое время  – в 1597 году от этого дара исцелился слепорожденный брат Анны – Филипп. Позднее с иконой неоднократно связаны были чудеса, и благочестивая Гойская отдала ее монахам, жившим на Почаевской горе. (Заодно одарила их и земельными наделами, расширив территорию обители.) И уже больше четырех веков прославленная святыня пребывает в стенах монастыря. Ныне она находится в Успенском соборе над царскими вратами в звездообразном кноте. Обрамленный золотом образ с бриллиантами и рубинами опускают вниз лишь во время акафиста и в праздники после поздней литургии.

Помолиться иконе, попросить у неё чуда приезжают люди из многих областей Украины и России, Молдовы и Беларуси. Особенно многолюдно здесь по выходным и праздникам. Ну а в День иконы Почаевской Божьей Матери едва ли не вавилонское столпотворение  столь велико количество верующих.

Почаевскую лавру основали монахи… Киево-Печерской

Первые сведения о монашеском поселении относятся к середине тринадцатого столетия. Когда монголо-татарское войско саранчой прошествовало по Европе, Киевская Русь стала одной из наиболее пострадавших стран. После взятия Киева полчищами Батыя и разрушения святынь столицы православные иноки бежали на запад и часть из них поселилась в пещерах в толщине Почаевской горы. По преданию, в этом месте в 1240 году нескольким монахам и пастуху явился образ Божьей Матери, а на одной из скал отпечаталась ее правая стопа. (В этом месте забил лечебный источник, который  существует и поныне. А верующие исцеляются от всевозможных болезней этой водой. В подтверждение могу привести случай с коллегой  по работе. Будучи простуженным, он зимой приехал  в лавру. Сердобольная старушка  предложила выпить целебной воды. По словам сослуживца, от холодной кружки сводило руки, тем не менее он полностью ее опустошил. Тем же вечером горло отпустило). Считается, что с момента посещения данной местности Богородицей гора и прилегающие окрестности пребывают под ее невидимым покровом (покровительством).

На протяжении последующих трех с половиной столетий монахи жили затворниками, и лишь в начале XVII столетия на землях, подаренных отшельникам Анной Гойской, организационно оформился монастырь. А первым его настоятелем стал преподобный Иов, который начал застраивать пустующие до него земли и на нескольких десятках гектаров заложил основы знаменитой в будущем Свято-Успенской Почаевской лавры.

Ныне на территории монастыря расположилось два основных действующих храма. С возведением первого из них – Успенского собора – связана довольно-таки мистическая предыстория. В середине XVIII века граф Николай Потоцкий чинно проезжал мимо Почаева, как вдруг его лошади всполошились, резко понеслись и опрокинули коляску, в которой сидел отпрыск знаменитой фамилии. Взбешенный Николай выстрелил в незадачливого кучера. Извозчик только и успел обратить взгляд в сторону виднеющейся горы и начать молиться. Первый выстрел аристократа – осечка, второй – осечка, третий – осечка... Ошарашенный Потоцкий, которого никогда не подводил пистолет, падает на колени перед чудотворным образом... С этого момента граф поклялся заботиться о святыне, и в 1771 году началось возведение Свято-Успенского собора, который и поныне является главным украшением всего комплекса. Именно здесь сберегается священная икона и запечатлена ступня Богоматери.

Другой собор – Троицкий был построен в начале прошлого столетия. Проектировал его известный архитектор А.В. Щусев, который позднее стал автором всемирно известного Мавзолея Ленина. Достаточно экзотически смотрится выполненное в псевдо-российском стиле здание на территории Западной Украины, славящейся несколько иными зодческими традициями. Большое мозаичное панно южного портала, к которому ведут ступеньки (по размерам подобные тем, что на Потемкинской лестнице), сделано по эскизу самого Николая Рериха, а западное панно – по эскизу А.В. Щусева.

Форпост консерватизма

Более консервативную обитель, чем Почаевская, еще надо поискать. Женщины могут зайти на ее территорию лишь в длинных юбках и с покрытой головой. В противном случае их вежливо, но неумолимо остановят местные привратники и настоят на соответствующей форме одежды. Такое отношение к паломникам диссонирует с достаточно либеральными нравами в Киево-Печерской лавре, где представительницам прекрасного пола можно прогуляться в брюках и с «оголенной» головой. Мужчинам вход в бриджах (не говоря уж о шортах) и футболках тоже запрещен, так что относительно аскетическая одежда на территории монастыря – узаконенная норма.

Приезжают в лавру, как правило, с ночевкой – чтобы побывать на вечерней службе, увидеть и помолиться чудотворной иконе. В будние дни найти ночлег – не проблема. Прямо на территории святыни есть гостиница, которую, скорее, можно назвать общежитием. За восемь гривен вас поселят на одном из нескольких этажей, в одну из просторных комнат, где таких паломников, как вы, еще почти с десяток. Удобства – на этаже, но никто не ропщет. Наведываются сюда люди идейные и совсем не для развлечений; скорее – для отвлечения от мирской суеты и мирских утех. В помещении отеля – недорогая столовая, в которой накормят по церковным канонам. Раз постный день – значит постная пища.

По выходным, и особенно праздникам, мест в гостинице всем не хватает, и вот тут-то на помощь приходят местные жители. За «десятку» можно снять койко-место у гостеприимных почаевцев, дома-особняки которых расположились как раз напротив монастыря. Едва ли не единая статья доходов подавляющего большинства жителей – сдача в аренду жилья паломникам. Во времена безбожного социализма почаевцы зарабатывали неплохо – продукцию их мощного по тем временам плодово-овощного консервного завода экспортировали аж в Японию(!). Вторым источником существования двенадцатитысячного селения была фабрика легкой промышленности. После развала СССР оба «кормильца» приказали долго жить и канули в лету, так что сейчас официальная безработица тут весьма высока. 

К слову сказать, рекомендую потенциальным туристам Почаева не снимать номер в монастырской гостинице, а остановиться в частном секторе. Подсвеченная на возвышенности лавра вечером и ночью четко просматривается с низины и производит неизгладимое впечатление. Безумно красиво, чем-то напоминает средневековый рыцарский замок. Уверяю, что можно часами любоваться контурами этого истинного произведения архитектуры.

 Два подвижника обители

История монастыря неразрывно связана с двумя легендарными фигурами – преподобным Иовом и преподобным Амфилохием. После подарка Анны Гойской монахам образа Божьей Матери и крупных наделов земли в конце XVI века в почаевской пещере селится преподобный Иов, пытающийся удалиться от мирской суеты и славы. Перед этим он (по просьбе знаменитого князя Константина Острожского) двадцать лет игуменствовал в Крестовоздвиженском монастыре близ города Дубно, где прославился среди верующих,  являя собою образец монашеской жизни. Немногочисленная и разрозненная братия почаевской  обители, полюбив отшельника, и здесь избирает его своим игуменом. Преподобный Иов становится первым настоятелем монахов, живших до этого обособленно  в своих кельях и собирающихся вместе лишь на моления в церкви.

Подавая пример трудолюбия, днем он неустанно трудился, а ночью неусыпно молился. Лично принимал участие во всех монастырских работах: своими руками копал огороды, сады, обкапывал деревья, чистил монастырские пруды и строил дамбы, укреплял плотины. Игумен основал типографию и школу, вокруг обители возвел оборонный вал с башнями, строил храмы, монашеские корпуса, хозяйственные здания. В 1649 году на самой вершине горы воздвигается церковь в честь Святой Троицы (ныне на этом месте Успенский собор) с отпечатком стопы Богородицы внутри культового сооружения – до этого божественный отпечаток четыре столетия пребывал под открытым небом. В этот же храм перенесли и чудотворную икону. До сих пор на улицах Почаева шумят липы, посаженные преподобным, сохранились выкопанные по его повелению колодец на горе и широкий ставок у ее подножия.

Игумен Иов управлял обителью до 1649 года, когда ему исполнилось девяносто восемь лет, успев избрать себе преемника еще при жизни. 21 октября 1651 года он имел откровение свыше, что через семь дней умрет, о чем и поведал братии. Через неделю, совершив литургию, простился с монахами и отошел в мир иной. Семь лет его тело пребывало в земле, и над могилой часто появлялось необычное яркое свечение. В 1659 году преподобный Иов трижды во сне явился митрополиту Киевскому Дионисию Болобану. Не мешкая, владыка отправился в Почаевский монастырь, открыл гроб игумена и 29 августа нетленные останки Иова с подобающей почестью были перенесены в церковь Животворящей Троицы. Доныне святые мощи почивают в Пещерном храме и каждое утро поклониться к ним приходят сотни мирян. Вместе с Богородицей Иов считается небесным заступником древней святыни.

                     ***

В двадцатом столетии монастырь прославил преподобный Амфилохий (в миру Головатюк). Родившийся в многодетной крестьянской семье Яков, пройдя фронтами первой мировой войны,  в 1925 году появляется в стенах Почаевской лавры. А в 1932-м принимает постриг под именем Иосиф. Работая в лавре, отец Иосиф лечил и больных, особо прославился как костоправ. Страждущих везли со всей округи. При Польше в 30-х годах лечение стоило дорого – а отец денег за исцеление не брал.

При советской власти поток людей не прекратился. Атеисты безуспешно пытались бороться с чудотворцем: засадили его даже в психиатрическую больницу. Но оттуда его вызволила дочка Сталина Светлана Аллилуева в благодарность за ее исцеление. В декабре 1965 года по наущению «органов» Амфилохия чуть не утопил родной племянник. Восемь часов старец пролежал в холодной воде. Еле живого Иосифа увезли в Почаевскую лавру, и в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий. Неизменный людской поток со всех концов СССР попытался приостановить первый секретарь Тернопольского обкома КПРС, запретивший наиболее интенсивное пассажирское сообщение – автобусное между Почаевом и областным центром. А вскоре тяжело заболел сын функционера после бесплодного лечения в государственной больнице довелось обращаться к Амфилохию. После того как тот поставил на ноги отпрыска секретаря, рейсы были восстановлены.

Сердце знаменитого старца остановилось 1 января 1971 года. Похоронили его на монастырском кладбище в нескольких километрах от обители. Но и около последнего пристанища монаха не иссякал поток людей, желающих исцелиться: многие специально приезжали поклониться его чудотворным останкам, брали землю с могилы и увозили ее домой. Накануне Пасхи 2002 года нетленные мощи святого в великой тайне были перенесены в Пещерный храм монастыря и покоятся теперь рядом с прахом преподобного Иова. В мае того же года Амфилохия причислили к лику святых. С того времени день его памяти отмечают 31 мая.

    ***

Почаевский монастырь посетило немало известных людей. Весной 1846 года здесь побывал Тарас Шевченко – нарисовал четыре акварели с видом Почаева и записал три песни. В 1914-м обитель осмотрел царь Николай ІІ, который назвал эту местность «украинской Швейцарией». В 1960-м в собор заехал Никита Хрущев. В традиционной белой шляпе и с руками за спину он зашел в Успенский собор. Очевидно, ему что-то не понравилось, потому что после этого лавру попытались закрыть. На храмы вешали замки, монахов ловили в кельях и вывозили в чисто поле со словами: «Идите на все четыре стороны и больше не возвращайтесь». У монастыря отобрали прилегающие земли и даже помещения на территории самого комплекса, где кощунственно открыли Музей атеизма. Гонения на лавру прекратились лишь во времена перестройки, и теперь обитель переживает времена возрождения.

Сергей БАХИН   



Ваш комментарий:
Ваше имя: Почта:
Rambler's Top100