Среда, 22 Ноября 2017 года
Подписка на новости:
Яна Чурикова пока еще не икона российского телевидения, но одно из самых ярких и узнаваемых его лиц.
Лицо в кадре

Она пока еще не икона российского телевидения, но одно из самых ярких и узнаваемых его лиц. Яна Чурикова рассказала о собственной карьере, отношении к телевидению и своем социальном статусе.

«Буржуа»: Яна, как происходит процесс становления ведущего? Каких людей сейчас хотят видеть на телевидении?

Яна Чурикова: То, что сейчас происходит на ТВ – это отражение происходящего в мире. Если в кадре нет человека, на которого направлено всеобщее внимание и который способен это внимание удержать, как-то распределять его и управлять им, то любой проект становится бессмысленным.  Когда запускается программа, появляется проблема – где найти ведущего, за которым будет стоять целая команда и который сможет нести за многое ответственность. Это всегда большие поиски, потому что, например, хороший актер не всегда может быть хорошим ведущим, и надо искать какие-то «нераскрученные» лица с других каналов.

У всех этот процесс происходит по-разному. У нас вообще шоуменов мало. Этому ведь  нигде не учат. Факультета шоуменского у нас не существует, как впрочем, и за рубежом. Такие люди как-то сами выплывают, когда в них есть потребность. Я не знаю, как правильно начать карьеру ведущего. Нужно работать кем только возможно: кому-то администратором, кому-то корреспондентом, чтобы понять, как работает телевидение. Это целый организм, целая машина, где слаженно работает каждая часть, и если ты не знаешь, что и как функционирует, то тебе там делать нечего.

Что касается меня, то у меня журналистское образование и мне в этой профессии интересна, прежде всего, журналистика в чистом виде. Хотя, отработав шесть сезонов на «Фабрике звезд», я в себе выработала некоторые качества show woman, способной «вырулить» из любой ситуации.

«Буржуа»: Вы воспринимаете мнение о вас со стороны или для вас главное – то, как вы сами понимаете свою работу?

Я.Ч.: Я не могу наплевать на народное мнение. Поскольку с этим народом я работаю. Другое дело, что уже с момента своего прихода в журналистику в 1993 году я научилась фильтровать мнение о себе со стороны. Если это неконструктивное высказывание и вообще какая-то глупость, то ни на какие реплики я внимания не обращаю. Если это критика от людей, мнение которых я уважаю, то я, конечно же, к ней прислушиваюсь.

Но это хорошо, когда о тебе говорят – надо заставлять думать, заставлять реагировать: быть таким маленьким раздражителем в хорошем смысле слова.

«Буржуа»: А кто ваш зритель? К кому вы обращаетесь?  

Я.Ч.: Я раньше думала,  что мои зрители – это пионеры и пенсионеры. Вот такой разброс. А все что посередине – это не мое. Но, как оказалось, я ошиблась. Жизнь меня порадовала – выяснилось, что мужчины за тридцать – тоже мои зрители. Это очень приятно, таких мужчин я люблю – они многое уже в жизни поняли, много пережили, с ними теперь можно разговаривать о «высоком». Радует, что женщины, которые чего-то в жизни добились самостоятельно – это тоже мои зрители. Это я все говорю на личном опыте общения с разными категориями граждан. Поэтому я обращаюсь ко всем, у кого есть мозги, душа, сердце и прочие органы чувств, отличающие нормального человека от всех остальных. Я не обращаюсь к толпе, я обращаюсь к каждому конкретно. Мне интересно, что каждый конкретный зритель думает о происходящем на ТВ.

«Буржуа»: Но телевидение сегодня в основном подвергается критике…

Я.Ч.: Ругать ТВ модно. Легко ругать, то, что на виду. Попробуй поругать книгу, которую ты не прочитал. А телевизор включил – вот тебе, пожалуйста. На телевидении сегодня много недостатков, но обычно те, кто на ТВ работает, об этих недостатках сами знают и пытаются их искоренить. Одно дело ругать, другое – конструктивно критиковать. А вот этого почему-то мало. Нельзя сделать отдельный канал интересным для всех.  Такого не бывает. Есть национальные каналы, чья задача – выработать у аудитории чувство сопричастности к государству. Или просто хорошего настроение на тему того, что мы живем в этой стране.

Существуют, слава богу, маленькие нишевые каналы, которые  удовлетворяют потребности отдельной аудитории. И такая ситуация будет всегда. Хорошо, что есть возможность выбрать канал: я смотрю, что я хочу. А захочу,  вообще телевизор выключу и пойду книжку почитаю. Поэтому телевидение – замечательная вещь, которую никто не навязывает. Но если ты хочешь быть в курсе общественных потребностей, хотя бы изредка ты должен его включать, иначе тебя не поймут. Телевидение нас объединяет, если я не в курсе чего-то, что происходит вокруг, значит я Робинзон Крузо – я не живу в этой стране, я живу на необитаемом острове. Поэтому, друзья мои, не надо ТВ ругать. Надо знать, что там происходит.

«Буржуа»: Знаменитая фамилия помогла вам в карьере? Многие ведь до сих пор уверены, что вы – дочь Инны Чуриковой…

Я.Ч.: Меня даже  в детский садик,  когда привела моя мама,  все думали что это какая-то чужая женщина, а на самом деле я дочь знаменитой актрисы. Но, на самом деле, фамилия эта довольно распространенная: я только в своем окружении знаю человека четыре с фамилиями Чурикова и Чуриков.

«Буржуа»: А какие PR технологии вы считаете приемлемыми для карьеры?  

Я.Ч.: Я вообще к этому неоднозначно отношусь. Если публичный человек нуждается в том, чтобы его продвигали с помощью PR технологий, то, безусловно, можно что-то сочинить. В моей карьере получалось так, что все, что обо мне писала пресса, придумано было не мной, а появлялось само по себе.

«Буржуа»: Возможно, это из-за недостатка информации о вас? Когда мало информации, журналист вынужден что-то придумать ….

Я.Ч.: Я не против, если это побуждает журналистов к творчеству, только давайте в рамках каких-то себе держать. Мне кажется, можно оперировать вещами, которые не затрагивают категории из разряда человеческой совести. Мне странно, когда кто-то способен обнародовать свои личные отношения, часто придуманные, ради того, чтобы засветиться на страницах газет.

«Буржуа»: Кто из российского истеблишмента интересен лично вам за рамками PR технологий?

Я.Ч.: Я могу назвать очень много интересных людей. Из той же нашей «Фабрики». Мне кажется, когда закончатся контракты, многие ребята осядут в шоу бизнесе. А остальные в любом случае смогут себя найти в жизни.

Мне лично нравятся люди, которые делают свою музыку, не заботясь о том, что о них напишут. Но радует, что они все-таки соблюдают баланс между своим творчеством и PR технологиями. А этот баланс в наше время нужно соблюдать. Дима Билан,  кстати, нравится – это человек, который заботится о творчестве, о качестве звука, это хороший артист. Юля Савичева – которая из простой фабричной выпускницей смогла стать очень серьезным игроком на современной эстраде. Из телеведущих – тот же Ваня Ургант. Он прирожденный шоумен: ему важно, как он отработает, насколько хорошо он подготовлен к шоу. Я с ним сама работала, когда еще на MTV была продюсером программы «Большое кино», а Ваня ее вел. Я восхищаюсь им. Молодец просто.

«Буржуа»: У вас получается совмещать роль ведущей и продюсера?

Я.Ч.: Я думаю, что в рамках одной программы это невозможно. Поэтому я была продюсером в одних проектах, и ведущей  в других. Поэтому мне было хорошо на MTV, когда у меня была своя группа, которая делала одни программы, а мною руководили  как ведущей в совершенно других. Другое дело, что обе стороны моей деятельности – организаторская и творческая – во мне очень тесно переплетены. У меня включается моя организаторская половина, если  в качестве ведущей я вижу, что где не так происходит, то сразу  же пытаюсь закрыть собой все эти бреши.

«Буржуа»: Что вы смотрите сами? Какие программы вам интересны?

Я.Ч.: Мой день начинается с музыкальных каналов. Я очень люблю музыку как способ человеческого самовыражения. Поэтому могу слушать абсолютно все: принимаю любое музыкальное направление – от классического джаза и этники до самого невероятного heavy metal. Изредка переключаюсь на новости. Не приемлю некоторые авторские передачи. Из-за переизбытка в них авторской позиции. Когда начинается давление личности на всех окружающих, я начинаю думать – а зачем мне все это нужно?  Преимущественно такие проекты ведут мужчины, которые уже почувствовали вкус и значимость собственного «я», и сразу начинают на эту тему как-то страдать. Единственной по-настоящему интересной авторской программой я считаю шоу  Владимира Соловьева потому, что там на его личности, на том, как он себя ведет, на его репликах и остроумных комментариях  завязано очень многое. Другого такого человека нет, быть шоуменом подобного масштаба в политике невероятно сложно. Соловьев способен  даже Жириновского заговорить. А это редкость. Мало кто может похвастаться подобными профессиональными качествами.

«Буржуа»: Российское телевидение не кажется вам с одной стороны слишком пафосным, с другой стороны, как и сама Россия,  отстающим во внешних PR технологиях от Большой Европы?

Я.Ч.: На телевидении должны быть вещи, которые транслируются ради того, чтобы у меня –  рядового зрителя – выработать гордость за то, что я в этой стране живу. И этот пафос во вред пока не пойдет. Потому что была целая эпоха 90-х, которая нас отучила думать о национальном самосознании. Так что это не пафос – а одна из функций ТВ. Функция общественной значимости. Когда это будет надоедать народу, оно само уйдет, а пока это необходимо.

Что касается российских технологий… Ну не знаю, мне очень нравится, то что мы делаем во внешней политике. Я вообще не могу назвать ни одну страну, у которой все гладко на внешнем рынке, и в политическом смысле в том числе. Возьмите, к примеру, внешний PR США – разве он нормальный? У кого сейчас положительный политический имидж? Я не могу назвать ни одной страны,  за исключением, разве что Банановой республики, которой никакой PR и не нужен – они там живут, как живут. А по моим ощущениям и, по мнению людей, с которыми мне доводилось общаться за рубежом, у России формируется имидж страны, которая идет вперед.

«Буржуа»: К какому классу вы себя в этой стране относите?

Я.Ч.: Безусловно, я типичный представитель среднего класса. Ведь везде, в любой стране существуют люди безумно богатые – у них свой мир, и мы его не трогаем. На Рублевке живут «инопланетные» люди, у которых собственные ценности. Слава Богу, таких людей немного. Плохо, что сформировалась мода и пропаганда «рублевских» ценностей. Это, как мне кажется, не совсем правильная линия. Сегодня нужно пропагандировать ценности человека среднего класса – человека, который работает.  Которому негде взять огромную сумму денег, но который умеет их зарабатывать. Человека, у которого есть твердая почва под ногами и поэтому он дышит легко.  

Олеся БУХТИАРОВА

Фото: из архива Яны Чуриковой



Ваш комментарий:
Ваше имя: Почта:
Rambler's Top100