Понедельник, 21 Августа 2017 года
Подписка на новости:

Древний Збараж разменял восьмую сотню.
Тыквенный замок к юбилею

Вообще-то Збаражу более 800 лет, но первое упоминание в отечественной летописи (Галицко-Волынской) датируется 1211 годом. Хотя, по словам директора Национального заповедника «Замки Тернопольщины» Анатолия Маципуры, польские историки утверждают, что город старше, как минимум, лет на двести.

По теперешнему влиянию 15-тысячный Збараж уступает западноукраинским «собратьям» Львову и Черновцам (недавно отметившим 750-летие и 600-летие), поэтому на субвенции к празднествам мог не рассчитывать. Довелось готовиться за счет внутренних ресурсов: на постройку главного объекта к юбилею – стадиона финансово поднапрягли бизнесменов района, и рабочую силу из студентов и учащихся... И лишь на ремонт двух школ и пары улиц с бюджетов выделили несколько миллионов гривен.

Семь тысяч плодов на постройку

Государственные мужи на юбилей не приехали, зато по приглашению Управления по вопросам туризма Тернопольской облгосадминистрации праздник посетило свыше двух десятков журналистов с разных уголков Украины. Главные события разворачивались на новоотстроенном стадионе: авиашоу с тремя самолетами, концерт местных звезд и непривычное лазерное шоу – на фоне многочисленных лоточков городка народных мастеров.

В призамковом парке проходили два фестиваля – казацкой песни «Байда» и галицко-волынских блюд «Фест-Гарбуз», где главным яством была тыква... Из семи тысяч тыкв был нанизан средневековый замок, правда, без крыши над головой – может, строительного продукта не хватило, но, скорее, в целях безопасности... Вдруг эта нестойкая конструкция развалится – получить 10-15-килограммовой тыквой по голове – удовольствие из малоприятных, а если они еще и массово посыплются на посетителей сказочного замка – то праздник превратится в драму.

Замок, воспетый Сенкевичем и Гофманом

Неспроста с тыкв делали замок – не дворец, не храм, а именно замок. Замок – символ города. Первую твердыню города монголо-татары спалили еще в 1241 году. Следующую твердыню, возведенную в конце 14 века постигла подобная участь – ее разрушили в 1589 году. Ныне на горе остался лишь памятный знак.

После этого городская черта сместилась на несколько километров и в начале 17 столетия князья Збаражские проектируют и строят замок – с бастионами, валами и дворцом – на территории современного Збаража. А еще через несколько десятилетий замок становится символом войны казацко-селянского войска Богдана Хмельницкого против Польши. Семь недель лета 1649 года Хмельницкий с союзниками тщетно пытались прорваться в крепость. Во время осады состоялось 14 битв, 27 стычек, 75 вылазок. Об этих событиях написал Сенкевич в повести «Огнем и мечом», а Ежи Гофман в одноименной киноэпопее посвятил 40 минут осаде замка. И сегодня в польской истории битва под Збаражем занимает одно из приоритетных мест.

После той войны замок неоднократно подвергался нападениям, разрушался, возрождался. Здесь бывали польские короли, Петр Первый, Иван Мазепа и др... В 1994 году на его основе создан Государственный историко-архитектурный заповедник (с 2005-го – «Замки Тернопольщины»).

С призамкового парка хорошо просматриваются очертания трех храмов Збаража, дошедших в первоначальном виде до нас с середины 18 столетия. Бернардинский костел с двумя башнями, барокковые церкви Успения и Воскресенская, построенные на пожертвования графов Потоцких. Ныне, величественный костел, возвращенный верующим, смотрится неухоженным и необустроенным – на фоне двух восстановленных церквей-соседок.

Корабль-замок

Из трех десятков замков и руин замков на Тернопольщине Збаражский наиболее ухоженный. А вот самый оригинальный замок (во всей Украине) находится на востоке области в селении Сидоров Гусятинского района.

Необычность замка в его форме. Возведен в середине 17 столетия магнатом Калиновским на высоком продолговатом плато, обмываемом с трех сторон речкой. Длина замка была 178 метров, в то время как наибольшая ширина составляла всего 30 метров. Две оборонительные стены сходились под острым углом. Особенно впечатляет вид замка снизу – когда глядя на десятки метров вверх, перед тобой открывается внушительный нос океанского лайнера. Ни дать, ни взять, корабль-замок.

Татарские набеги опустошили его, а в последние десятилетия постарались селяне, растащившие по дворам камни с твердыни.

Чтобы сохранить уникальный памятник, местный бизнесмен Михаил Троян готов выкупить его у государства. По его мнению, нужно законсервировать оставшиеся фрагменты, а на пустых местах построить развлекательный центр с отелем, рестораном – окрестности живописнейшие!

С замка открывается вид на селение где на противоположной возвышенности виднеется костел доминиканцев, построенный в 1730 – 41 годах по проекту Яна де Витта (на счету Витта знаменитый Доминиканский костел во Львове). Даже теперь, когда от храма веет запустением, он впечатляет архитектурой и своими двумя массивными башнями. Внутри костел еще более запущен, но даже теперь на высоте нескольких метров сохранился остов органа.

Реноме города Гусятину вернули венгры

А вот в районном центре в 7 километрах от Сидорова полуразрушенный когда-то костел бернардинов (1610-1625г.) смогли восстановить. Ныне храмом опекаются монахи-францисканцы, проводящие здесь богослужения.

Зато постепенно ветшает красавица-синагога, построенная в начале 17 столетия в готико-мавританском стиле, в послевоенные годы принявшая краеведческий музей. Но после того как стены стали протекать, музей съехал...

Самый древний храм городка на Збруче – оборонная церковь святого Онуфрия второй половины 16 столетия. В ней крестили уроженца Гусятина знаменитого казацкого ватажка Северина Наливайко.

До войны Гусятин был достаточно крупным центром, в котором преобладало еврейское население, но фашисты уничтожили несколько тысяч жителей, и обезлюдевший город превратился в село. Лишь в 1975 году Гусятин вновь стал городом. Поспособствовали этому… венгры. Венгерские строители, присланные на стройки века Уренгой-Помары-Ужгород, Союз, возвели не только компрессорную станцию и части газопровода, но и жилые дома, садики, другие объекты социальной инфраструктуры.

Край минеральных вод

После себя строители оставили и весьма цивилизованные бараки, в которых они жили. Бараки стали основой для санатория «Збруч», в 1980-м построенного на околице. К этому времени в Гусятине разведали месторождения минеральных вод и сегодня здесь добывают два вида: слабоминерализованную «Новозбручанская» и высокоминерализованную «Рапа». Скважины находятся на окраине города в десятке метров друг от друга и на глубине 120 метров. Их запасы оцениваются в 190 кубических метров в сутки. Благодаря запасам воды Гусятин получил статус курорта.

«Новозбручанская» по физико-химическому составу идентична трускавецкой «Нафтусе», «Рапа» по составу ближе к «Моршинской» и воде «Друскининкай».

Тернопольщина – одна из немногих областей Украины, где есть запасы минеральной воды в разных местах. Еще одно месторождение лечебных вод находится в 20 километров южнее областного центра – в селе Конопкивка, самом старом бальнеологическом курорте в Украине. В 1832 году тут оздоравливались 4228 человек. Но вскоре славу Конопковки затмил Трускавец со своими сероводородными источниками. Возродили курорт аж в 1967 году, а еще спустя 20 лет открылся и единственный санаторий «Медоборы».

Местная вода имеет те же лечебные свойства, что и «Нафтуся». Кроме потребления воды, есть здесь и свои изюминки – купание в ваннах из пива. Благо с доставкой напитка проблем нет: в двух километрах Микулинецкий пивзавод.

Пещерный край

Южная Тернопольщина – пещерная столица Украины: исследовано около 450 километров ходов, 130 пещер, гротов, навесов. Семь из них геологические памятники природы государственного значения: Оптимистическая, Озерная, Кристальная, Вертеба, Млынки, Юбилейная, Жемчужина.

Самая раскрученная – Кристальная в селе Кривче Борщовского района. Здесь есть официальный экскурсионный маршрут в 2,5 километра. Электрифицированный, с удобными дорожками, если не лазить по сторонам – затеряться невозможно. Экскурсии проводят еще со времен Польши – с 30-х годов прошлого века. За полтора часа вам покажут множество залов, можно увидеть контуры головы каменного буйвола, слона, орла, совы.

Среди туристов-экстремалов наиболее популярна Млынки в 11 километрах от Черткова. Чтобы прочувствовать пещерную атмосферу, необходимо облачаться в походную форму одежду – придется ползать по грязи, протискиваться сквозь щели, взбираться вверх, либо нырять вниз. Наш сопровождающий показал, как нужно взбираться – качающимся шагом пробираешься наверх, потом подтягиваешься на руках и протискиваешься в щель. Зайти в Млынки без инструкторов местного спелеологического клуба не удастся. Только они могут открыть двери в ход массивным ключом, заодно предоставят снаряжение: комбинезоны, фонарики.

 

Героические места Чапаева

Особняком стоит Вертеба, находящаяся около села Бильче-Золоте Борщовского района. Она наиболее освоена людьми, которые в ней жили несколько тысяч лет назад – когда на земле им угрожала опасность, они спускались вниз. Строение кардинально отличается от соседок – огромный зал, вдоль и вширь в несколько сотен метров, с потолками в несколько метров, разделенный перемычками.

Ныне тут подземный музей Трипольской культуры. В 19 столетии здесь нашли образцы давней культуры, которую мы называем Трипольской: 300 целых посудин, более 35 тысяч глиняных и керамических фрагментов, 120 людских фигурок. И сегодня здесь демонстрируется часть находок. Но это лишь остатки былой роскоши: около 40 тысяч экспонатов хранятся ныне в Краковском археологическом музее.

По другой стороне от Бильче-Золотого в селе Монастырок находится еще одна пещерная достопримечательность – древний храм в скалистом гроте. С 9 века там постоянно жили 1-2 монаха- пустынника. Рядом останки келий 17-18 столетия, над ними расположилась Крестовоздвиженская церковь 18 столетия. По выходным сюда приезжает много верующих к иеромонаху о. Феодосию, чтобы излечиться от болезней. Едут не только с Тернопольщины, но и с Львовщины, России и Белоруссии. Кого лечит физически, а кого и духовно; священник изгоняет бесов из душ страждущих.

 

Греко-католическая святыня

На территории Тернопольщины находятся две христианские святыни – православная в Почаеве, и греко-католическая в селе Зарваница.

Оба селения роднят похожесть легенд: и там, и там бежавшим монахам из Киево-Печерской лавры после татаро-монгольского нашествия в обжитых ими пещерах ночью являлась Божья Матерь. И с того времени из этих мест стала бить целебная вода, лечащая от всяких хворей.

Целебный источник в Зарванице стал пристанищем многих поколений верующих, вокруг него вырос монастырь... Когда коммунисты уничтожили монастырские строения и оградили колючей проволокой родник, к нему не заросла народная тропа.

Во время перестройки верующие вернули источник, ныне здесь большой комплекс из нескольких храмов: двухуровневое сооружение Собора Зарваницкой Божьей Матери, Надбрамная церковь и часовни около родника, 80-метровая колокольня, Крестная дорога, Певчее поле. Ежегодно здесь собираются десятки тысяч паломников, идущие несколько дней пешком с разных сторон к святыне, называемой нынче Марийским духовным центром.

Сергей БАХИН

Фото: Оксана ЗАХАРЧУК



Ваш комментарий:
Ваше имя: Почта:
Rambler's Top100