Среда, 22 Ноября 2017 года
Подписка на новости:

Как ни странно, но не только выборы различных уровней проходят в стране с завидной регулярностью. В Киеве уже пятый год подряд открывается Скульптурный салон.
Несомненный «гвоздь» в скульптуре

В этот раз ваятелям дали возможность развернуться на восьми тысячах квадратных метров выставочного пространства «Мистецкого арсенала». «Гвоздем» события стала балерина Эдгара Дега. Трудно сказать, насколько популярными стали бы смотры отечественного искусства ваяния, если бы их не дополняли шоу звездных классиков мирового искусства.

Да, у нас с шедеврами напряженка. Был Николай Архипенко, да и тот на американских просторах почил, и теперь на родине днем с огнем его работ не отыщешь. Так что в наших музеях история скульптуры представлена скромно. С этой точки зрения усилия Фонда Игоря Воронова, направленные на восполнение пробелов в общеобразовательных науках украинцев, путем демонстрации шедевров мировой культуры можно было бы назвать подвигом. В этот раз в Киев привезли 74 бронзовые скульптуры Эдгара Дега, воссозданные из сохраненных восковых фигур по заказу наследника мастера в известной литейной мастерской Вальзуани (Франция). Конечно, самое главное в развернувшейся в «Мистецьком арсенале» экспозиции – это фигурка танцовщицы, единственная, которую мастер демонстрировал при жизни. Девочка стоит в темном зале, как будто за кулисами театра, гордо задрав подбородок – то ли ребенок, то ли обезьянка (черная бронза ее вообще делает похожей на негритянку). Вокруг расположены на постаментах остальные фигурки в стеклянных витринах. Одну из статуэток постигла печальная участь – неосторожный посетитель неудачно махнул рукой, и витрина разбилась вдребезги. С фигуркой ничего не случилось, в отличие от известного сюжета старого фильма «Как украсть миллион» с незабвенной Одри Хэпберн – воя сирен никто не слышал, и смотрительница буднично смела осколки.

Действительно, эту коллекцию, возникшую ниоткуда в 2009 году, окутывает шлейф недоверия и сомнений. Дело в том, что до сих пор были известны только восковые оригиналы скульптур (хранятся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне) Эдгара Дега. В 1919 году, спустя два года после смерти художника, в мастерской Гебрара (Hebrard) с восковых моделей были отлиты бронзовые скульптуры (сейчас они находятся в музее Нортона Саймона в Калифорнии). Все остальные варианты статуэток Дега, находящиеся во многих музеях и частных собраниях мира, являются именно копиями со скульптур, сделанных Гебраром; их отливали в 1919-1936 и затем в 1955-1964 годах. И эта коллекция для специалистов была как «гром с ясного неба» и вызвала у искусствоведов ряд сомнений относительно подлинности. Несмотря на то, что фигурки экспонировались в Афинах, Тель-Авиве и Софии, художественный музей Нового Орлеана (США) отложил на неопределенный срок эту выставку.

Но украинским любителям прекрасного не привыкать, для современных отечественных коллекционеров понятие оригинала весьма своеобразно – даже 86 или 93-й отлив гордо именуется оригиналом. Хотя, даже при максимально точной работе, деформация при изготовлении копии составляет около 2 процентов. Впрочем, все музеи мира, как правило, демонстрируют копии с оригиналов. К тому же, не у всех есть возможность по городам и весям выискивать работы Ганса Арпа, Генри Мура, Сальвадора Дали, Деметра Чипаруса, Огюста Родена, Альберто Джакометти, наконец, с которыми удалось познакомиться не выезжая из Киева всем желающим.

Основное пространство «Мистецького арсенала» заняли наши ваятели, работающие с любым материалом – от мрамора до бумаги. Еще не так давно «тяжеловесы» мира искусства не очень уверенно чувствовали себя на арт-сцене. Уж очень у них прихотливый продукт: и громоздкий, и хрупкий одновременно, да и с востребованностью не все благополучно. Если картины еще как-то по стенам можно развесить, то попробуй разместить скульптуры, хоть малых, хоть средних форм, уже не говоря о ландшафтных. Не у всех же граждан участки размером с заповедник. Но отечественные монументалисты, поверив в регулярность Салонов, активней начали реагировать на вызовы времени, и каждый раз их творческий энтузиазм, поощряемый зрительским интересом, не остается безнаказанным. Если в 2008 году участников для выставки в Украинском доме с трудом наскребли, то спустя четыре года желающих оказалось более чем достаточно, так что состоялся даже отбор по качественным показателям, и из 60 претендентов выбрали 40 скульпторов. Их не испугала цена за аренду площадки (9,5 тысяч гривен за 60 м кв), поскольку экспонировать свои творения они будут целый месяц. Неизменный участник всех Салонов Алексей Владимиров уверенно себя чувствует в профессии. Он один из немногих, кто работает с мрамором. Стоимость своих шедевров он называет только потенциальным покупателям, но известно, что цены у него стартуют от 50 тысяч долларов и выше. «Если Верка Сердючка берет за час 15 тысяч долларов, то почему я должен стесняться, – прокомментировал Владимиров «вопрос цены». – Над некоторыми скульптурами я могу работать 10 лет. Я, правда, себя здесь еще не чувствую так же комфортно как в Украинском доме, хотя пространство здесь получше. Последнее время свободно работаю, поскольку привез из Индии 24 тонны мрамора различных цветов: желтый, коричневый, белый, даже из карьера, где брали камень для строительства Тадж-Махала. Сейчас заказов не принимаю и живу только за счет творчества. В прошлом году у меня были две выставки в Японии (Токио, Киото) и три моих работы там теперь в постоянной экспозиции».

Нашел в Украине место для творчества и иранец Саид Ахмади. Несмотря на то, что он уже более 10 лет живет в нашей стране, его работы несут в себе дух и традиции древней культуры Междуречья. Бесчисленные отряды воинов заполняют его барельефы (серия «Исчезнувшая империя»), а растительные рисунки вырастают из бронзы. После долгого запрета скульптуры 50 лет назад в художественных вузах Ирана был открыт профильный факультет, но после революции это искусство опять оказалось под запретом, и Саид приехал в Украину учиться. Здесь женился. И хотя в Иране скульптура уже в законе (можно лепить все, кроме обнаженной натуры), вернуться домой с семьей он не может – жена христианка.

Михаил Ищенко, молодой и успешный скульптор на бегу сообщил, что ему некогда было, к сожалению, заниматься участием, поскольку он сейчас работает над «пафосным» заказом. Детали отказался озвучивать, но заверил, что идея новой работы – политика и будет его творение установлено в самом сердце столицы. Поживем – увидим, кто или что у нас осталось не увековечено. Довольный собой он помчался приветствовать коллег.

Василий Бык принимает участие в Салонах регулярно и считает что новая локация – удачное решение. Он много выполняет заказов для интерьеров. Сейчас по инициативе одного из московских музеев занят изготовлением скульптурного портрета Вячеслава Моцардо – директора культурного центра в Москве. Работы Василия Быка есть в различных странах. Например, в Ливане он создал из местной разновидности мрамора монумент «Похищение Европы» размером 3х2 м. Таким образом он решил напомнить ливанцам, что в старые времена здесь была Финикия, откуда родом была красавица Европа.

В преддверии весеннего обновления Киева в «Мистецьком арсенале» представили парк современной скульптуры Kiev Fashion Park. Скульпторы и дизайнеры предложили свои варианты изысков для ландшафта: фигуры, лавки для отдыха, инсталляции… Работы будут предложены на благотворительном аукционе, после чего подарены городу и установлены в утвержденных городской администрацией местах и маркированы табличками с информацией об авторе и меценате. Причем будущая ландшафтная скульптура уже выдержала испытание атмосферным воздействием. Накануне зал, где они выставлены, залило кипятком (трубу прорвало), но живописные изваяния писающих мальчиков (без них, судя по всему, не обходится теперь ни одна приличная столица) и гигантские женщины (их, между прочим, покроют лаком только после того, как они покроются ржавчиной), невзгоды перенесли стоически и подтвердили свою живучесть.

Анфилады «Мистецкого арсенала» кишели художественным, политическим и деловым бомондом. Почти как во Дворце Украина в буфете упражнялись меценаты. Авторы без устали раздавали комментарии, герои светских хроник улыбались в камеру – работа у них такая. И только танцовщица Эдгара Дега не могла оставить свой важный пост. Что бы ни говорили по поводу ее подлинности, в любом случае – великий мастер причастен к ее созданию.

Елена НАСТЮК

Фото: Ольга ЯКИМОВИЧ



Ваш комментарий:
Ваше имя: Почта:
Rambler's Top100